Быкасов В. Е., Чуян Г. Н. Биота и вулканизм Камчатского гидроэкорегиона // Доклады межвузовской конференции, Петропавловск-Камчатский, 1997, с. 130–132.
БИОТА И ВУЛКАНИЗМ КАМЧАТСКОГО ГИДРОЭКОРЕГИОНА
Быкасов В. Е., Чуян Г. Н.
Камчатский гидроэкорегион, обособляемый нами в границах морской 200-мильной зоны экономических интересов Камчатской области и северной части Курильских островов, представляет собою сложную природную систему, морфогенетическое и функциональное единство которой обуславливается относительной однородностью гидрологических, гидрогеологических, гидрогеохимических, гидроклиматических и, конечно же, гидробиотических природных условий.
Характернейшей особенностью гидроэкорегиона является наличие в его водах богатейших и по запасам и по продуктивности гидробиоресурсов, обеспечивающих ежегодную добычу в его пределах 2,2–2,5 миллионов тонн рыбы и морепродуктов. А в целом, прогнозные запасы гидробионтов региона оцениваются в 3,2–3,5 миллионов тонн годового улова или более чем в половину всех рыбных ресурсов России. Причем именно в водах гидроэкорегиона вылавливается до 70% лосося, около 80% минтая и более 90% крабов страны.
И во многом, этим своим богатством гидроэкорегион обязан вулканизму, поскольку активно вовлекаясь в естественный круговорот вещества и энергии, ювенильное магматическое вещество крайне интенсивно перекраивает информационную структуру биосферы. Что и приводит к изменению состояния абиотической среды и, более того, к кардинальному преобразованию самого регионального абиотического фона.
В свою очередь, изменение абиотической среды и абиотического фона приводит к перестройке, вплоть до полного их уничтожения при особо сильных и катастрофических извержениях, прежних взаимосвязей между элементами и компонентами биосферы и, отсюда, закономерным образом сказывается и на условиях существования биоты и на самой биоте. Во всяком случае, коль скоро даже таковой косный элемент биосферы как почвы испытывает благотворное воздействие вулканических пеплов на расстояниях до 1000–1200 км от камчатских вулканов, то логично ожидать подобного же благотворного влияния вулканогенного
130
вещества и энергии и на биоту гидросферы. Тем более логично, что Камчатский гидроэкорегион, будучи одной из самых активнейших на Земле сейсмотектонических зон, отличается предельно повышенным притоком в биосферу ювенильных углеводородов – этих “строительных кирпичиков” живого вещества. И не исключено, что гидробиота региона через ряд закономерных сукцессий в ответ на указанную перестройку взаимосвязей и взаимоотношений в гидробиосфере перешла в свое время в новое равновесное – с повышенной продуктивностью – состояние, которое полностью соответствует новому же – с повышенным содержанием ювенильного питательного вещества – абиогенному фону. По крайней мере, далеко не случайно именно к водам Камчатки и Курильских островов приурочены 5 из 13 наиболее богатейших на планете рыбопромысловых районов.
Помимо такового – через сложную цепочку геодинамических, геохимических, биохимических и трофических процессов и превращений – вулканизм может и оказывает положительное воздействие на биоту и путем увеличения ландшафтно-экологического разнообразия. То есть путем формирования и развития оригинальных вулканогенных ландшафтов и экосистем.
И действительно, занимая более трети площади полуострова и практически всю территорию Курильских островов (а также значительные участки морского и океанического дна) и, одновременно, будучи наиболее высокими (от 1–1,5 до 3–4 км) и мощными горными сооружениями гидроэкорегиона, вулканогенные ландшафты являются основными центрами выпадения (до 2500–3000 мм/год против 600–800 мм/год в среднем по Камчатке) осадков. В свою очередь, сильно трещиноватые вулканогенные горные породы и очень рыхлые вулканогенные почвогрунты от 60 до 90 процентов выпадающих на склонах вулканов осадков переводят в подземный сток. Что и определяет, в конечном счете, высокую естественную зарегулированность стока рек, относительное постоянство гидрохимического, гидротермического и гидроаэрационного режимов рек и озер региона, а также исключительно высокую естественную чистоту их воды. Все это и оборачивается высочайшей – 240 кг/км площади речного бассейна, в среднем, против, для сравнения, 17–28 кг/км в бассейнах таких рыбных рек как Обь или Амур – естественной продуктивностью лососёвых.
131
Таким образом, через механизм поступления и миграции ювенильного вещества и энергии и путем повышения ландшафтно-экологического (информационного) разнообразия природных систем, вулканизм оказывает, стимулирующее влияние на биоту областей современного активного вулканизма и, тем самым, повышает продуктивность и запасы гидробиоресурсов Камчатского гидроэкорегиона.
132