Лосось дороже золота // «Камчатский комсомолец», 29 декабря 1990 г.


ЛОСОСЬ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

 

ЕЖЕГОДНО, по оценкам западных специалистов, в стране добывается 250–300 тонн золота. А продаётся – только 200 тон. Следовательно, золотой фонд страны постоянно восполняется

И тем не менее, если приято решение о возможности добычи золота на Камчатке, значит, кому-то это всё-таки нужно? Кто же этот самый «некто», так упорно желающий вложить 400 миллионов в Аметистовый, 120 миллионов в Агу и 200–300 миллионов в Родниковое? Как выяснилось из публикации В. Моргулиса («Камчатская правда» от 7 декабря с.г.), это магаданское производственное объединение «Северовостокзолото». Выработка их сырьевой базы привела к тому, что доля этого объединения в общесоюзном объёме добычи золота может резко уменьшиться. А это означает снижение доходов. И «Северовостокзолото» обратило свои взоры на Камчатку.

Что будет иметь Камчатка? Помните знаменитый фильм о Простоквашино? И как кот Матроскин поучал пса Шарика по поводу нечаянного появления в их хозяйстве телёнка? «Вот, скажем, холодильник, который мы взяли на прокат, он – чей? Правильно – государственный. А холод, который он вырабатывает, – чей? Правильно – наш». Ну а чем ситуация с камчатским золотом не такая?

Геологи и иже с ними упрямо и с апломбом твердят везде и всюду – от золота камчатского станет хорошо всем. И строителям, и полуразвалившимся зданиям, которые будут укреплены, и рыбакам, коим перепадёт на переоснащение их отрасли. И всё это – на 17 миллионов долларов. Сказка, да и только.

Думается всё же, что фирме «Севервостокзолото» было бы выгоднее во всех отношениях вложить свои средства не в наше золото, а в камчатского лосося. Дело это не в пример более прибыльное – по мнению член-корреспондента АН СССР, заместителя председателя Совета Министров РСФСР В. П. Чичканова, один рубль, вложенный в воспроизводство лосося, даёт до 10–12 рублей отдачи. Рискну и я произвести простенький расчёт. Допустим, нам бы в области удалось довести ежегодный вылов лосося на полуострове до 200 тысяч тонн (для сравнения, в последние годы в области вылавливается 70–80 тысяч тонн), что вполне, кстати, возможно, ибо природный потенциал камчатских нерестилищ составляет 500 тысяч тонн. И пусть 100 тысяч тонн из них будут реализованы всего по 5 долларов за кг – бросовая цена, поскольку отдельные виды лососёвой продукции стоят и 30, и 40 и 50 долларов. Так вот, и в этом, сверх осторожном случае, доход составит полмиллиарда долларов. То есть в два-два с половиной раза больше, чем от золота. К тому же, уже и в Магаданской области золота не останется, а лосось всё также будет входить в камчатские реки.