Предлагаю акционерное общество // «Камчатская правда» 21 июня 1989 г.


ПРЕДЛАГАЮ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

 

Одно из основных требований рыбаков области – переход к двухзвенной структуре управления отраслью. Не вдаваясь сейчас в обсуждение этой темы, предлагаю на суд читателей свой вариант развития отрасли.

Представьте, пожалуйста, уважаемые рыбаки и обработчики, что перестали играть в навязываемые вам игры в «управление – подчинение» себе, а попросту скооперировались в разнообразные акционерные общества (АО). Например, следующим образом. Пусть весь автономный флот Дальнего Востока объединится в самостоятельное АО (даже и под названием «Дальрыба»). И пусть это АО занимается выловом, переработкой и воспроизводством (обязательно воспроизводством, ибо без воспроизводства эксплуатация любых биоресурсов есть примитивный, варварский, хищнический способ ведения хозяйства) рыбы и морепродуктов в открытых морях и океанах, а также на тех участках шельфа, которые оно станет арендовать у облисполкомов и крайкомов.

В свою очередь, рыбаки и обработчики краёв и областей могли бы обьединиться в региональные акционерные общества по образцу и подобию некогда знаменитого Камчатского акционерного общества (АКО), которое с редкостным размахом и энергией работало в довоенную пору на Камчатке.

В частности, в те далёкие годы оное АКО само, по собственной инициативе, на свои собственные средства, и своими собственными силами вознамерилось было построить железную дорогу на полуострове. И уже приступило к этому строительству. Причём если бы не начавшаяся война и послевоенный разгром АО, то не исключено, смогло бы построить таковую дорогу хотя бы до Усть-Большерецка. А в наши дни, почти полумиллионная Камчатка (против 30 тысяч населения в начале тридцатых и при 110 тысячах в конце сороковых) то и дело просит у государства: дайте полмиллиарда на Мутновскую геотермальную станцию, дайте 200 миллионов на ДМК-2, дайте на то, дайте на это.

Понятно, что создание АО дело и сложное и хлопотное. Но ведь – возможное. Вот и подумайте, уважаемые рыбаки и обработчики, над тем, нужно ли вам быть по-прежнему кем бы то ни было «управляемыми», если вы сами, через выбранный вами совет директоров и членов правления будете управлять своими же собственными предприятиями.

Понятно, конечно же, что в случае создания разнообразных АО просто необходимо будет перейти на договорные методы работы одних АЩ с другими, отдельных АШ с облисполкомами и крайкомами. А всех их вместе с Советом Министров СССР и союзных республик. И вот как, примерно, я эту кооперацию представляю.

Во-первых, все внутренние воды и прибрежные участки морей и океанов. Ограниченные изобатой в 200 (примерно) метров – то есть участки шельфа как такового – должны быть переданы под управление соответствующих облисполкомов и крайисполкомов. Ибо только после таковой передачи и законодательного закрепления указанных полномочий облисполкомы и крайисполкомы смогут закреплять, на договорных началах, участки названных акваторий с их гидробиоресурсами за соответствующими АО или сдавать их этим же АО в аренду на выгодных для обоих сторон условиях.

Вся дальнейшая деятельность АО – добыча, переработка и воспроизводство гидробиоресурсов – также должна находится под эгидой и контролем облисполкомов и крайисполкомов в части соблюдения условий договоров и природоохранной деятельности. Но, ни в коем случае в части хозяйственной деятельности. При этом областные и краевые власти, за счёт отчислений АО в региональные бюджеты могли бы содержать региональные отделения соответствующих научных подразделений (ТИНРО и пр.).

Что сулит такой вариант развития рыбной отрасли? На мой взгляд, очень многое. Вот, к примеру, вспомните ваше требование о социальном развитии отрасли вкупе с пунктом программы о предоставлении рыбакам 50% всей прибыли. Допустим, что вам удалось эти самые 59% отвоевать. Но, как показывает опыт перестройки, даже в условиях двухзвенного управления вы вряд ли сможете распорядиться этим 50% по-своему. А вот если вы будете акционерами, то вы, безусловно, станете сами решать, что и где вам приобрести за свои же собственные деньги – продовольственные ли товары в США и Канаде, технологию или оборудование в тех же США и Японии, или рыболовецкие суда в Японии или ФРГ.

Но пойдём дальше. В настоящее время, вы, рыбаки и обработчики, по 3–4, а то и по все 6–8 месяцев в году находитесь в море. А в это же время ваши родные и близкие ожидают вас на берегу. И, зачастую, ожидают в ветхих и полуразрушенных жилищах. Впрочем, по большому счёту, даже современные панельные дома – это издевательство над человеком, а не жильё для него.

И ведь если бы только с жильём обстояли дела так паршиво. Во Владивостоке, например, и воды-то простой нет. А на всём остальном Дальнем Востоке наблюдается острейшая нехватка продовольственных, особенно – витаминных, продуктов питания. Что в условиях сурового климата приводит к тому, что ожидающие вас на берегу родные и близкие болеют в 9 раз чаще, чем на Северном Кавказе, в четыре раза чаще, чем в Казахстане и в три раза чаще, чем в целом по РСФСР.

Кстати, вспомните, в связи с этим, как, буквально, сказочно, здоровеют ваши дети и хорошеют ваши жёны, побыв 2–3 месяца на материке у бабушек и дедушек. Так может стоит сделать так, чтобы ваши родные и близкие ожидали вас где-нибудь на Брянщине или Орловщине, в Полтаве или в Воронеже, в Крыму или, наконец, в Москве, покуда вы обеспечиваете страну рыбой? И не просто ожидают, а живут при этом в комфортабельных, благоустроенных домах или коттеджах, построенных вами же за средства ваших акционерных обществ (кстати, строительство одного дома в европейской части страны обходится в три, а то и более раза дешевле, чем на Камчатке). А вы, опять же за средства сових АЩ станете по два-три раза летать на работу и обратно (это сколько же государство сэкономит только на перелётах ваших чад и домочадцев в отпуска с Дальнего Востока и обратно).

Вот я и предлагаю – подумайте. Посчитайте. А чтобы не ошибиться, обратитесь за помощью к японцам, потому что Япония уже попыталась купить в Австралии около ста миллионов гектаров территории, дабы поселить там своих пенсионеров и престарелых. И объяснялось это желание не только тем, что климат Австралии здоровее. И даже не только в том, что Япония – страна землетрясений (а, кстати, г. Петропавловск также расположен на активнейшем тектоническом разломе и потому официальная версия о девятибалльной сейсмической опасности этого региона столь же преуменьшает действительную опасность, сколько преуменьшала эту опасность официальная точка зрения на семи-восьмибалльную опасность Армении). Дело тут главным образом в том, что содержание одного человека в Австралии обходится в полтора-два раза дешевле, чем в самой Японии. Для сравнения: содержание одного человека на Камчатке обходится государству в три, а в Магаданской области в 4–5 раз дороже, чем в средней полосе России. Вот ведь как, богатейшая страна мира а не чурается экономить, если есть возможность. И пускай пока с покупкой земли в Австралии не получилось, Япония не оставила эту идею, а продолжает претворять её в жизнь тихой, так сказать, сапой. И нам вовсе не грех подумать над этим обстоятельством. Тем более что акционерный способ ведения хозяйства, вкупе с освобождением той же Камчатки от обременяющего его непроизводительного населения (на 35 тысяч рыбаков и обработчиков Камчатрыбпрома только в Петропавловск-Елизовской городской агломерации приходится около 300 тысяч человек на берегу) и с одновременным воспроизводством (восстановлением) лосося до естественных размеров позволяет, по самой грубой оценке, иметь области до миллиарда рублей чистой прибыли в год, а с учётом морской рыбы и морепродуктов и того более. Я же только добавлю, что акционерный способ хозяйствования в отрасли позволяет обеспечить повышенное выходное пособие рыбакам и обработчикам как в случае болезни, так и в случае инвалидности, плюс, само собой, повышенную пенсию.

Таким образом, повторюсь, подумать есть над чем. И руководству страны, и Минрыбхозу, и, главное, самим рыбакам. Потому что это вы, рыбаки и обработчики, ловите и перерабатываете рыбу, а не Минрыбхоз. Мне же остаётся только тезисно изложить примерны вариант действий.

– все гидробиоресурсы внутренних вод и шельфа передаются в безраздельное пользование облисполкомов и крайкомов;

– ликвидируются все, в том числе и Минрыбхоз, звенья управления рыбной отраслью вкупе с межколхозными управлениями;

– все рыбацкие и рыбообрабатывающие коллективы и предприятия объединяются в региональные или межрегиональные (бассейновые) акционерные общества (ассоциации) по добыче, переработке и воспроизводству гидробиоресурсов;

– все без исключения взаимоотношения и взаимосвязи между АО, между АО областными (краевыми) администрациями, между АЩ и Советом Министров страны и республик строятся на строго договорных началах;

– исключается принятие планов добычи рыбы и морепродуктов от достигнутого, а воспроизводство гидробиоресурсов становится ведущей задачей АО всех уровней и рангов;

– после выплаты всех платежей по договорам и налогов, все остальные средства остаются в полном распоряжении АО и расходуются ими по своему усмотрению.