Быкасов В. Е. Перспективы новой технологии // «Рыбак Камчатки» № 25, 22 июля 1989 г.
ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Говорят – лучше позже, чем никогда. И памятуя об этой истине, мы и предлагаем читательскому вниманию материалами, предоставленными П. К. Кривошеевым, начальником Центральной технологической лаборатории ПО «Камчатрыпром». Материалами, в которых содержаться основные результаты работы бассейнового совещания, прошедшего в конце мая сего года во Владивостоке, где обсуждались состояние и перспективы развития технологии по переработке рыбы и морепродуктов.
НАЧНЁМ, как принято, с вводных цифр. Как явствует из головного доклада заместителя генерального директора ГПО «Дальрыба» Н. С. Антонюка, в будущем пятилетии дальневосточным рыбакам и обработчикам предстоит ежегодно добывать и перерабатывать 5 млн. т рыбы и морепродуктов. Скажем сразу, с точки зрения добытчика в этой цифре нет ничего особенного – дальневосточники уже сегодня вышли на данный уровень. Но вот масштабы и, главное, пропорции переработки этого количества сырца действительно выглядит внове.
И в самом деле, возьмём, к примеру, тот же минтай. Как добывали его до сих пор до 2,5–3 млн. тонн в год, так и будем добывать. Но вот вместо нынешних 10 тысяч тонн филе из минтая в будущем будет производиться до 200 тысяч тонн. А если вспомнить, что на филе идёт только часть тушки минтая, то вполне уместно будет оворить о качественном прорыве в деле его переработки. И не менее.
Кстати, почему именно филе придаётся такое большое значение? Причём не только филе из минтая, но и из рыб других видов. Ответ прост. Дело в том, что во всём мире, и даже у нас, резко снизился спрос на консервы – потребитель жаждёт свежей (хотя бы и в виде полуфабриката) рыбы. Но так как основной потебитель дальневосточной рыбы удалён на тысячи и тысячи километров от места лова, то единствнной, пожалуй, возможностью удевлетворения этого скромного желания является свежезамороженная продукция. И именно филе в мелких блоках способно соединить желание потребителя с возвозможностями прозводителя и торговли. Так что в ближайшее время 30 тысяч тонн десятикилограммовых блоков свезезаморженного филе минтая будут распиливаться на 200–250-граммовые брикеты во всех фирменных магазинах торговой сети «Океан».
Большие перспективы имеет и выпуск мелконарезной (внарезку) продукции, расфасованной в герметическую полиэтиленовую упаковку. До 20–30 тысяч тонн этой деликатесной продукции будет в ближайее время производиться из лосося, палтуса, окуня и прочих рыб. И надо сказать, деятельность технологического отдела Камчатрыбпрома в этом напавлении признана на владивостокском совещании одной, если не самой, лучшей. Добавим также по этому поводу, что для производства именно такого рода продукции объединением уже закуплено соотвепствующее импортое оборудование в ФРГ и в Норвегии, а также налажены контакты с филиалом специализированной фирмы «Аллимпекс».
Очень важным направлением явяется и производство белково-активных веществ, изготавливаемых из отходов и субпродутов, производство из этих же отходов и субпродуктов специальных ферментов, которые позволяют обрабатывать кальмара и икру без применения механического воздействия. К примеру, только за счёт снятия плёнки с ястыков при помощи таковых ферментов, выход готовой продукции (икры) составит до 90% вместо 60–65% нынешних.
Можно было бы ещё много сказать об успехах и перспективах развития технологии переработки рыбы и морепродуктов, но, как представляется, пора поговоить о тех трудностях, что мешают их более широкому и интенсивному внедрению в жизнь. Тем более, что по разработке самих технологий Камчатрыбпром прочно занимает второе место – первое у приморцев. Но вот, к сожалению, непорседственное внедрение уже апробированных разработок происходит с трудом. Инерция мышления и привычка к устоявшемуся – вот основные причины слабого освоения новых разработок. Примером чему может служить сопоставление стоимости самих перерабатывающих судов и их «начинки», то есть тех самых технологических линий. Ибо если само судно стоит 27 миллионов рублей, то всй технологическое оборудование на нём, ради которого оно, собственно и строилось, стоит всего-то 5 миллионов рублей. Тогда как по-настоящему, пропорция должна быть обратной.
Второй серьёзной причиной, сильно сдерживающей освоение новых технологических линий (да что там линий – хотя бы отдельных агрегатов и узлов) является отсутствие в стране собственной производственной базой для их создания. А для закупки заграничного оборудования требуется валюта – много валюты. И чтобы иметь эту самую валюту, надо побольше продавать не сырья, а готовой и высококачественной продукции. Но новой конкурентоспособной продукции выпускается крайне мало (нет технологий), а дополнительных лимитов для добычи увеличенных объёмов сырца (и его последующей продажи) нет. И единственный, пожалуй, выход видится в создании совместных с иностранными фирмами предприятий по переработке рыбы и рыбопродукции.
Треьей важной проблемой, также мешающей внедрению новейших технологий, является проблема тары. Ибо мало сделать хорошую продукцию – её ещё надо соответствующим образом упаковать. Так что пора, давно пора делать свою сосбтвенную тару – и вот уже в Уссурийске сооружается картонажная фабрика, которая отчасти удовлетворит потребность отрасли в картонной таре. Но этого мало. Нужен ещё и алюминевый прокат для выпуска банок. А ещё нужны жесть, олово, лаки. Да мало ли что ещё нужно. Хорошо хоть в Находке уже запускается линия по производству пакетов для вакуумной упаковки мелкофасованной нарезной продукции.
Таким образом, проблем у рыбаков и обработчиков много. Проблем важных, трудных и не просто решаемых. Проблем, переплетающихся друг с другом и с целым компексом социальных, научных экономических и идеологических проблем. И в том, что в конечном счёте технологические проблемы будут решены, оптимизма дополняют прогнозы по гидробиоресурсам. Во всяком случае, в ближайшие годы, как и сейчас, ожидается довольно устойчивая ситуация с состоянием сырьевой базы на всём Дальнем Востоке. Разве что только намечается очередная, самой природой обусловленная, деградация стада иваси. Так что если сами рыбаки и обработчики, не нарушат это, в общем- то довольно хрупкое, равновесие между изъятием и воспроизводством гидробиоресусов, то технологические проблемы решатся рано или поздно.