Ветроопыляемые двудомные деревья до 35 м высотой и до 50 см в диаметре ствола. Произрастает на галечниках рек, образует прирусловые чистые и смешанные леса. Ветви и побеги от коричневых до красно-бурых, с густым сизым налётом. Листья обратноланцетные, до 8 см длины, 2 см ширины, голые, в верхней части мелкопильчатые. Цветки мелкие, без околоцветника, собраны в цилиндрические серёжки до 6–8 см длины. Плоды – узкояйцевидные голые коробочки до 6 мм длины. Распространена в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке от лесотундры на севере до зоны широколиственных лесов на юге, на Камчатке обычна» (Якубов В. В. Растения Камчатки. Полевой атлас. М.: 2007, с. 96).
Как можно видеть, исходя из этого определения, чозения, относительно своей большой высоты является довольно тонким деревом. И, в принципе, это верно. Однако иногда среди ив этого вида встречаются экземпляры, толщина ствола которых вдвое, а то и втрое, превышает указанную выше. Во всяком случае, лично мне на севере полуострова (в бассейнах рек Лесной и Теви) в конце 50-х и в начале 70-х годов прошлого века доводилось встречать деревья ивы-кореянки толщиной до полутора метров, а тополя, кстати, – и до всех трёх.
Понятно, что хотя я тогда и подивился таковой мощи деревьев, но особого значения этому факту не придал. Как не придал особого значения подобному факту и спустя полвека, наткнувшись в пойме реки Гаванки, неподалёку от известного на Камчатке спортивно-оздоровительного лагеря «Альбатрос» на небольшую рощу чозений-великанов, среди которых оказалось и дерево толщиной до двух метров (рис. 1). То есть, мне вполне было достаточно знать, что такие деревья-исполины существуют и всё. Однако описание в новом определителе растений полуострова побудило меня уточнить суть дела.
Рис. 1.
Что же касается самого факта произрастания на протяжении, буквально, двух сотен метров вдоль течения реки целой рощи деревьев толщиной около метра и более, то, рискну предположить, скорее всего, в данном месте существует
93
геохимическая аномалия, связанная с разломом, по которому к поверхности подступает глубинная минерализованная вода.
Почему – скорее всего? Да потому, что несколько ниже этого места наблюдается ещё одна интересная природная аномалия, заключающаяся в том, что каждую осень и зиму вода в русле реки Гаванки в районе двух автомобильных мостов через неё и несколько выше по течению, исчезает полностью. И кроме как наличием разлома, в который просачивается обмелевшая к зиме речка, объяснить этот феномен практически невозможно. Или, во всяком случае, затруднительно.
Вот, пожалуй, и всё, что можно было сказать по поводу приведённого в начале заметки описания.