Наш город всегда был связан с морем. Связан как в силу своего расположения на берегу океана. Так и в силу того, что образован он был моряками. И забывать об этом ни в коем случае не следует. Но именно о настоящем дне рождения нашего города мы и позабыли. Причём позабыли основательно. Вот об этом и предлагается поговорить.
В результате похода В. Атласова в 1697–1699 годов, Камчатка была присоединена к России. А уже в конце августа 1703 г., камчатский приказчик Тимофей Кобелев отправил из Верхне-Камчатского острога отряд из 22 казаков под предводительством Родиона Преснецова на «Бобровое море» для сбора ясака и проведывания дороги к югу полуострова. И спустя месяц отряд Р. Преснецова подошёл к Авачинской губе в районе устья реки Кугач (Авачи).
Таким образом, спустя всего четыре года после похода В. Атласова Россия окончательно и бесповоротно вышла на берега Тихого океана. Однако подлинно государственный и практический интересы к самой Авачинской бухте возникли лишь в связи с организацией Второй Камчатской экспедиции под руководством В. Й. Беринга. Когда 29 сентября 1739 г. из Охотска, в котором, по мнению Беринга, в зимнее время для отстоя судов безопасных мест не было, отправлен был на Камчатку бот «Святой Гавриил» под командованием штурмана Ивана Елагина.
«И велено ему по прибытии на Большую реку (если свободного к тому времени не останетца) отправить штюрмана Василья Хметевского в Нижней Камчатской острог для вымеривания по вскрытии льда устья реки Камчатки. А ему, Елагину, в зимнее время по берегу от Большой реки до Авачинской губы берег описать и, ежели, явятся против берегу лежащие острова, те положить на карту. А в 1740 г. весною велено ему ж, Елагину, следовать на Камчатку на боту от реки Большой круг южного камчатского угла до Авачинской губы и ту губу вымерить в какой глубине стоит, и чтобы при той губе построены были для жилья служителям жилыя покои и для клажи провианта и материалов магазейны» – писал в своём рапорте В. Беринг.
В силу всех этих обстоятельств бот «Святой Гавриил» под водительством И. Елагина в Авачинскую губу вошёл только 10(21) июня 1740 г. И лишь на следующий день экипаж судна приступил к работам по возведению необходимых построек на берегу «Ниакиной» («Ниякиной») гавани. Именно на следующий день, ибо 10 июня надо было подойти, с промером глубин, к неизвестному берегу, выбрать место для стоянки пакетбота, встать на якорь, приступить к разгрузке грузов и их складированию на берегу, оборудовать на этом же берегу лагерь для проживания личного состава, запастись дровами и т. д. и т. п. – а на всё это требовалось время. Так что вряд ли первый колышек в основание будущего города был забит в день захода «Святого Гавриила» в Авачинскую губу.
Спустя три с небольшим месяца, 20 сентября (1 октября) И. Ф. Елагин написал В. Берингу рапорт, в котором сообщал: «… построено камчатскими служилыми и ясашными иноземцами жилых покоев в одной связе пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента; також и в означенной губе глубину воды вымерял…».
Так на берегу Тихого океана возникла новая военно-морская база России, нареченная чуть позднее В. Берингом «Гавонью святых апостолов Петра и Павла». И тем самым 11(22) июня – то есть день начала строительных работ – должен был стать днём рождения нашего города. Однако традициям и общепринятым правилам вопреки, за официальную дату образования Петропавловска был принят день 6 (17) октября 1740 г. – день, когда в Авачинскую бухту вошли пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел» под командованием В. И. Беринга и А. И. Чирикова.
То есть, как писал об этом известный историк Б. П. Полевой в предисловии к книге «Петропавловск-Камчатский. История города в документах и воспоминаниях. 1740-1990», приурочивание дня рождения Петропавловска ко времени захода в Авачинскую пакетботов «Святой Пётр» и «Святой Павел» стало простительной условностью. В том смысле простительной, что в данном случае благополучное прохождение грозного Первого Курильского пролива, было приписано покровительству святых, имена которых носили пакетботы экспедиции. Вслед за чем этот знак проявления доброй воли свыше был перенесён и на город со всеми отсюда проистекающими последствиями. Среди которых было и переименование Ниакиной бухты в гавань святых апостолов Петра и Павла, и перенос даты основания самого города с 11(22) июня на 6 (17) октября.
Так возникла первая условность с днём рождения Петропавловска. Вторая условность, возникшая уже в наши дни, связана с переносом празднования «Дня города» на месяц с лишним ранее официальной даты. Но, как представляется, две условности по одному и тому же поводу – это уже слишком много. И потому просто необходимо вернуть Петропавловску его настоящий – 11 (22) июня – День рождения.
То есть пора, давно пора, восстановить историческую справедливость. Причём справедливость как по отношению к первооснователю города И. Ф. Елагину, так и по отношению к самому городу и его гражданам. И пусть нас не смущает накладка одной памятной (дня рождения города) даты на другую – начало Великой Отечественной войны. В конце концов у Петропавловска имеются более чем достаточные основания совместно отмечать эти два события. Ведь как никак, но и снабжением воюющей страны рыбой, и перевалкой большой части военных грузов по лендлизу, и освобождением северных Курильских островов город, заложенный военными моряками, вполне заслужил честь праздновать своё рождение в этот день.