Ошибки в географии Камчатки

schedule
2025-03-31 | 22:24h
update
2025-03-31 | 22:24h
person
Быкасов В. Е.
domain
www.bykasov.com

Одной из важнейших задач Российского географического общества (РГО) всегда было получение, уточнение и распространение достоверных географических сведений. И тем самым выявление географических ошибок является всего лишь прямым следованием этой генеральной линии. С другой стороны, в различного рода изданиях, посвящённых Камчатке, опечаток, разночтений и прямых ошибок появилось столь много, что не обращать на них внимание стало уже просто невозможно. И потому целью предлагаемого

 

22

 

исследования является выявление некоторых из ошибок в географии Камчатки.

Но настолько ли важна эта проблема, чтобы ей уделять специальное внимание? На мой взгляд – очень. Потому что без публичного и широкого освещения данной темы мы будем постоянно натыкаться на одни и те же ошибки и столь же постоянно двигаться по уже проторенному пути, тратя понапрасну время и усилия на отыскание тех аргументов и доводов, что уже были когда-то найдены и апробированы предшественниками.

Как показывает анализ географических ошибок Камчатки, все они подразделяются на случайные, систематические и закономерные. То есть ошибки, появившиеся в силу опечаток, по недосмотру и по техническим причинам; ошибки, регулярно повторяющиеся в отношении какого-то одного (или группы) объекта; ошибки, возникшие в результате закономерного сочетания привходящих обстоятельств.

Довольно большое количество случайных ошибок обнаруживается в картографических изданиях последних лет. Например, в атласе «Люби и знай свой край» (1) указано, что наибольшая протяжённость Камчатской области с Ю-З на С-В составляет 1700 км, высота Ключевской сопки – 4688 м, высота вулкана Опалы – 2460 и высота г. Ледяной – 2453 м. Однако согласно сводкам «Геология СССР» (2) «Камчатская область» (3), расстояние между крайними точками области определяется не в 1700, а в 1600 км. А абсолютные высоты Ключевской сопки, вулкана Опала и горы Ледяной составляют (4), соответственно, 4750, 2475 и 2562 м.

реклама

Но особое место среди случайных ошибок в географии Камчатки занимает неточность в определении площади полуострова. Поскольку, во-первых, расхождение между ошибочной – 370 тыс. км2 – и истинной – 270 тыс. км2 – оценкой составляет 100 тыс. км2. Поскольку, во-вторых, её допустили такие авторитетные справочные издание как «Большая Советская энциклопедия» (5) и «Географический энциклопедический словарь» (6).

Однако эту ошибку исправить не спешат и на неё вновь и вновь «выходят» другие исследователи. Хотя согласно данным, опубликованным в «Историко-географическом атласе» (7), площадь Пенжинского и Олюторского районов составляет 125,1 и 72,3 тыс. км2, соответственно, площадь всей Камчатской области – 472,3 тыс. км2, и, следовательно, площадь всех полуостровных районов Камчатской области равна 274,9 тыс. км2. И если эта цифра не совпадает с искомой (270 тыс. км2), то лишь в силу того, что

 

23

 

Карагинский район несколько выходит за пределы полуострова и занимает часть материковой территории области.

К числу систематических ошибок прежде всего относится курьёз с определением числа рек и озёр области. Так, в книге «Камчатская область» (3) говорится, что по территории области протекает свыше 6 тыс. больших и малых рек и ручьёв и имеется более 100 тыс. озёр. В монографии “Гидрогеологии СССР” (8) фигурирует уже совершенно иные – 14 тыс. рек и ручьёв и более 30 тыс. озёр – цифры. О наличии 14 тыс. рек и ручьёв говорится в «Справочнике туриста» (9) и в атласе «Люби и знай свой край» (1). Но вот уже в «Географии Камчатской области» (10) пишется о наличии в области более 40 тыс. рек. В научно-популярной книге «Природа Камчатки» (11) публикуются данные о том, что в области имеется около 100 тыс. рек и ручьёв и около 100 тыс. озёр. А в справочнике «Ресурсный потенциал Камчатки» (12) число рек области приводится равным 140 тыс., а число озёр – 112 тысяч. И эти последние цифры являются единственно верными, так как они полностью соответствуют данным специализированного справочника «Ресурсы поверхностных вод СССР» (13).

Ну и, наконец, остановимся на закономерных ошибках, в ряду каковых прежде всего выделяется определение так называемой лесистости полуострова, когда в лесопокрытую площадь Камчатки были включены заросли кедрового и ольхового стлаников, за счёт чего её лесистость возросла от 18 до 42,7%.

Вполне очевидно, скажу в заключение, что обнаружение ошибок не должно быть самоцелью. Тем не менее надо отчётливо осознавать, что любые ошибки тогда только могут нас чему-либо научить, когда мы будем в состоянии указать на них, объяснить, по возможности, причины их возникновения и проанализировать их на предмет возможных отрицательных последствий. Потому что множась и налагаясь друг на друга, географические ошибки искажают информационный фон. Притом настолько серьёзно, что от проблемы их выявления и анализа не стоит отмахиваться ни под каким предлогом. Тем более не стоит, что «безобидные» на первый взгляд ошибки в географии уже обернулись для Камчатки значимыми социально-экономическими издержками в кругу проблем, относящихся к процессам становления и развития рыбной, лесной и сельскохозяйственной отраслей. И могут обернуться новыми, и существенными, издержками при очередной попытке создания на Камчатке

 

24

 

многоотраслевого, с упором на развитие горнорудной промышленности, народнохозяйственного комплекса. Так что обращение к теме географических ошибок вполне закономерно и своевременно.

реклама

отпечаток
Ответственный за содержание:
www.bykasov.com
Конфиденциальность и Условия использования:
www.bykasov.com
Мобильный сайт через:
Плагин WordPress AMP
Последнее обновление AMPHTML:
31.03.2025 - 22:24:52
Использование данных и файлов cookie: