Камчатка по своей величине занимает второе (после Таймыра) место среди полуостровов нашей страны. Но какова же её площадь? Вопрос далеко не такой праздный, как можно было бы подумать. Впрочем, судите об этом сами. По разным источникам находим: «Камчатка, полуостров на С.-С.-В. Азии в пределах СССР… Вытянут с С.-С.-В. на Ю.-Ю.-З. на 1200 км. Шир. до 450 км. Пл. 370 тыс. км2» (БСЭ. Т 11.М.: Сов. энциклопедия, 1973. С. 288).
«Камчатка, п-ов на С.-В. Азии в Камчатской обл. … Вытянут на 1200 км. Шир. до 450 км. Пл. 370 км2». (Географический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 213).
«Полуостров Камчатка вытянут в северо-восточном направлении (длина 120 км, ширина от 250 до 470 км, площадь – 270 тыс. км2)». (Гидрогеология СССР. Т. XXIX. М.: Недра, 1972. С. 9).
Уверен, что внимательный читатель уже заметил расхождение в цифрах. При одинаковых длине и ширине полуострова площадь его по разным источникам различается на целых 100 тыс. км2. Автор этих строк, чтобы убедиться в том, где же истина, при помощи метода квадратов подсчитал площадь полуострова и получил цифру, примерно, 269 тыс. км2.
Таким образом, налицо досадная ошибка в таких авторитетнейших изданиях, как Большая Советская Энциклопедия и Географический энциклопедический словарь. Ситуация усугубляется ещё и тем, что названные издания являются основными справочными пособиями для самого широкого круга потребителей географической информации. И поэтому ошибка эта может легко множиться и тиражироваться, чему уже есть примеры.
Более того, не исключено, что в различных организациях (проектных, хозяйственных, финансовых, плановых, изыскательских и т. д.) на основе этой ошибки могут допустить производную от неё ошибку при оценке, например, объёма лесного фонда полуострова или расчёте площади его сельскохозяйственных угодий.
Что же касается моих позиций, то «потеря» ста тысяч квадратных километров территории полуострова способствует в продвижении в жизнь выдвинутой мною концепции о развитии Камчатки как естественного национального резервата лососёвых. А также помогает убеждать оппонентов в опасности антропогенного воздействия на легко ранимую природу полуострова. Ибо как никак, а истинные 270 тыс. км2 – это многим меньше, чем ошибочные 370 тыс. км2.