Основной предпосылкой выживания человечества в наши дни становится сохранение в условно естественном или близком к нему состоянии как можно большего числа естественных ландшафтов и экосистем. К этому должна стремиться хозяйственная деятельность человека в наши дни. И в этом ключе особое значение приобретают проблемы изучения пограничных, то есть расположенных на контакте океан-суша, регионов. Поскольку, с одной стороны, таковые регионы обладают богатейшими – и прежде всего рыбой и морепродуктами – природными ресурсами. И поскольку, с другой стороны, эти же регионы претерпевают двоякое – и с суши и с моря – антропогенное давление.
К такого рода природным регионам, имеющим важнейшее народнохозяйственное значение, относится и территория Курило-Берингии, в реках и морях которой сосредоточены основные виды самых ценных – до 70% лосося, до 80% минтая, до 90% крабов, вылавливаемых в стране – видов гидробионтов.
Вследствие этой высочайшей ценности и продуктивности гидробиоресурсов, высокой степени ранимости наземных и водных экосистем, а также по причине отдалённости от обжитых территорий и крайней жёсткость условий проживания, ведущей координатой социально-экономического развития названного региона становится рациональное использование, сохранение и воспроизводство гидробиоресурсов. И координата эта
43
требует разработки соответствующей методологии обособления и изучения ландшафтов и экосистем.
Фундаментом таковой методологии должен стать принцип бассейнового членения ландшафтной сферы. Принцип, который базируется на системной организации вещества и энергии в виде флювиальных (стоковых) потоков, продолжающихся и на море, и на шельф. Согласно этому принципу, Курильские острова, полуостров Камчатку и прилегающую к Беринговому морю часть Корякского нагорья, можно и следует понимать как сложные ландшафтные парагенезисы в ранге ландшафтно-бассейновых провинций. В свою очередь, эти провинции, по линиям главных водоразделов, расчленяются на подпровинции, каждая из которых представляет собою закономерный парагенез соответствующей акватории и шельфа с одной стороны и бассейнов главных рек прилегающего участка суши с другой.
Бассейны главной реки как сложный ландшафтный комплекс представляет собою вместилище «телескопически» вложенных друг в друга устьевого, пойменного, надпойменно-террасового, междуречно-равнинного, предгорного, склонового, подгольцового, гольцового и скально-нивального типов местности. А важнейшей характеристикой типа местности как такового является относительная равнозначность его хозяйственного использования, в свою очередь предопределяемая закономерным набором доминирующих и характерных экосистем, выстилающих тот или иной тип местности.
В условиях Курило-Берингии наибольшей хозяйственной ценностью, без сомнения, обладают экосистемы лососёвых нерестилищ, поскольку каждый гектар их способен давать до 10 т лосося ежегодно. Вот отчего лосось, каждая тонна которого даёт одну тысячу рублей чистой прибыли, обеспечивает до 40% всех доходов рыбной отрасли Камчатской области, хотя его доля в областном улове не превышает и 5-7%.
Таким образом, в силу того, что речные бассейны Курило-Берингии являются доминирующими ландшафтами, экосистемы нерестилищ их пойменного и надпойменно-террасового типов местности самыми ценными с хозяйственной точки зрения природными угодьями, а прилегающие акватории и шельф – уникальными «родильными» домами и местами
44
нагула богатейших и по видовому разнообразию, и продуктивности, и по запасам гидробиоресурсов, обеспечивающих более 12% (более 3 млн. т рыбы и морепродуктов ежегодно) от общесоюзного вылова, предлагается обособлять названную территорию в самостоятельный Курило-Берингийский экорегион.