Эволюция ландшафтной оболочки полуострова в антропогене определяется процессами формирования и преобразования экзогенной, эндогенной и парагенетической ассоциаций ландшафтных комплексов.
Становление ныне существующих (скально-нивального, гольцового, подгольцового, склоново-делювиального, предгорно-шлейфового, надпойменно-террасового, пойменного и междуречно-равнинного и приморско-равнинного) типов местности отличается тремя основными особенностями. Во-первых, каждый из периодов межледниковья характеризуется усложнением строения самих типов местности, увеличением их числа и расширением занимаемых ими площадей. Во-вторых, на протяжении всего четвертичного периода
16
прослеживается чёткая тенденция к смене типично зональных ландшафтов межледниковий от южно-таёжных к средне- и северо-таёжным. В-третьих, обнаруживается унаследовательность в ландшафтной структуре полуострова реликтовых (третичных) ландшафтов Берингии, представленных в настоящее время тундрово-болотно-луговым и пойменным иво-тополёвым типами местности.
Ландшафтные комплексы флювиальной, флювио-вулканогенной и вулканогенной групп парагенетической природы по характеру своего происхождения и развития относятся к промежуточным между ландшафтами экзогенной и эндогенной ассоциаций. По этой причине им, с одной стороны, свойственно значительное обеднение их структуры строения в периоды наступления ледников и, соответственно, усложнение её в эпохи межледниковья. С другой стороны, само формирование и функционирование парагенетических ландшафтов во многом, если не в основном, определяется развитием вулканизма.
Важнейшей особенностью ландшафтообразования полуострова в четвертичный период является формирование и развитие разнообразных ландшафтных комплексов вулканогенного происхождения. Как ландшафтообразующий фактор вулканизм отличается весьма специфичными особенностями. В результате поступления на дневную поверхность твёрдых, твёрдо-пластичных, жидких и газообразных продуктов извержений, вулканизм прежде всего характеризуется происхождением и развитием оригинального вулканогенно-осадочного типа литогенеза. Вулкано-тектонические процессы в решающей степени сказываются как на формировании самого вулканического рельефа, так и на исключительной динамичности его преобразования. Добавим к этому, что в настоящее время вулканический рельеф занимает почти половину полуостровной территории, а число только крупных полигенных вулканов на Камчатке достигает трёх сотен.
Но пойдём дальше. Поступающие в ландшафтную сферу изверженные продукты определяли на протяжении четвертичного периода и определяют в настоящее время особую специфику геохимических процессов. В свою очередь, и литогенез, и рельефообразование, и, особенно, геохимические процессы придавали и придают соответствующую специфику процессам почвообразования, что проявилось в формировании и развитии собственно вулканических (слоисто-пепловых, слоисто-охристых, охристо-вулканических) почв.
Особо следует подчеркнуть роль вулканизма в механическом, термическом и химическом воздействии на биоту. По интенсивности это воздействие могло быть и стимулирующим, и модифицирующим, и катастрофическим.
17
Масштабы воздействия могли быть узко-локальными, локальными, региональными и, иногда, глобальными. По характеру воздействия влияние вулканизм на биоту могло быть моноактовым, эпизодическим, периодическим и длительно-постоянным. И, наконец, по всей совокупности воздействия, влияние вулканических и поствулканических процессов и явлений на биоту подразделяется на прямое и косвенное.
Таким образом, формирование и развитие ландшафтных комплексов полуострова в четвертичном периоде характеризуется исключительно интенсивным воздействием вулканогенного фактора на все природные компоненты. Более того, эта значительная, а то и ведущая, роль вулканизма подчёркивается тем обстоятельством, что само по себе четвертичное оледенение Земли (и полуострова в том числе) могло быть вызвано загрязнением атмосферы в ходе очередной активизации глобального вулканизма.